0

Город зовет! Основные приемы езды в городе

Рано или поздно каждый байкер понимает, что его велосипед — это не только спортивный снаряд для поддержания хорошей физической формы и способ отвлечься от проблем в прогулке на природе, но и изумительное средство передвижения по городу. Тогда сопротивляться зову улиц и тротуаров становится все сложнее. Впрочем, это и не нужно. Нужно лишь освоить основные приемы езды на велосипеде по городу и отправляться в путь.


Многочасовые пробки, теснота общественного транспорта, гиподинамия, испорченное настроение — обо всем этом можно забыть, выбрав для передвижений по городу велосипед. Кто-то ездит на нем до работы и обратно, кто-то отправляется в магазин или к друзьям, кто-то просто катается, а кто-то выезжает на улицы, лишь чтобы добраться до парка или пригородной электрички. Но, так или иначе, передвигаться по городу на двухколесном коне приходится почти каждому.

Разумеется, городская жизнь велосипедиста в нашей стране не так радужна, как в Европе, Америке или Китае. Понимание со стороны автолюбителей и пешеходов найти так же сложно, как выделенную велосипедную дорожку, за каждым углом подстерегают трудности. Но не стоит из-за этого отказываться от задуманного. При определенных навыках и знаниях катание по городу на велосипеде доставляет не меньше удовольствия, чем прогулки в других местах.

Заботимся о безопасности заранее

Правильная езда по городу на велосипеде — безопасная езда (как для самого спортсмена, так и для остальных участников движения). Если вы совсем недавно уселись в седло (вообще или после долгого перерыва) и не очень уверены в своих силах, отправляться на оживленные улицы попросту безрассудно. Сначала следует потренироваться в парках или за городом, убедиться, что вы способны долгое время ехать прямо и не вилять, сохранять равновесие даже на минимальных скоростях. Для этого следует пару дней покататься очень медленно, последить за своим поведением на дороге.

Не менее полезно будет заранее освежить навыки экстренного торможения. Важно помнить, что передний тормоз максимально эффективен, но также и опасен. Однако если в городе перед вами на дорогу внезапно выскочит ребенок или животное, действовать придется резко. Как при этом не перелететь через руль или не завалиться на бок? При торможении передним колесом максимально переносите вес тела назад, сохраняйте спокойствие, не допускайте блокировки колес, старайтесь тормозить сразу двумя колесами (сначала заднее, а через секунду переднее).

Поведение едущего по городу велосипедиста должно быть абсолютно предсказуемым и разумным. Нужно не только самому знать, как и что делать на дороге, но и уметь сообщить о своих намерениях остальным участникам движения. Здесь на помощь приходят ПДД (правила дорожного движения), где четко указаны все сигналы, которыми нужно владеть (при повороте — вытягивать руку в сторону, куда сворачиваешь, при торможении — поднимать руку вверх и т.д.). Прежде чем выезжать на велосипеде на городскую улицу не поленитесь ознакомиться с ПДД, сделайте езду безопаснее.

Другое важное требование безопасности — исправность железного коня. Возьмите в привычку перед каждым выездом в город проверять тормоза, цепную передачу, давление в шинах, надежность рулевого управления. Во время катания по городу вас ждет масса непредвиденных ситуаций — резкие повороты, торможение, въезд и съезд с бордюров и многое другое. Чтобы справиться со всем этим, велосипед должен быть в идеальном состоянии.

Впрочем, в хорошей форме должны быть и вы сами. Не выезжайте в город в плохом самочувствии или в состоянии алкогольного опьянения, внимательно следите за дорогой и происходящим вокруг, не слушайте громкую музыку в наушниках (из-за этого можно не услышать гудок машины или окрик пешехода), не отвлекайтесь.

Ну и, наконец, для собственной безопасности нужно заранее позаботиться о снаряжении. Себе купите шлем (пускай первое время будет неудобно, но однажды он может спасти вам жизнь), яркую заметную издалека одежду, в идеале — с отражающими полосками, велосипедные очки (угодившие в глаза пыль или насекомое, яркий блик солнца могут дезориентировать и создать опасные условия для движения). А для велосипеда нужно купить катафоты, зеркала заднего вида, фары, минимальный набор инструментов для ремонта байка и запаску.

Преодолеваем препятствия

Во время езды по городу велосипедисту приходится преодолевать массу препятствий, использовать всю свою сноровку и мастерство. Самые распространенные задачи — заезд и съезд с бордюра. Без этого навыка едва ли удастся уехать дальше своего двора. Потому с техники преодоления бордюров и начнем.

Итак, как заехать на бордюр:
  1. при подъезде к бордюру нужно немного увеличить скорость (если это возможно), особенно если его высота больше 10 см. С наката преодолевать препятствия намного проще, чем с места;
  2. облегчите переднее колесо, отклонившись назад и переместив центр тяжести на заднее колесо;
  3. резко дерните руль на себя, чтобы поднять переднее колесо на бордюр. Чтобы облегчить себе задачу, можно также «помогать» педалями, с силой вращая их вперед;
  4. когда переднее колесо встанет на бордюр, нужно перенести вес тела уже на руль и нажать на педали для небольшого ускорения велосипеда. Если препятствие невысокое, заднее колесо само заедет на него. В противном случае нужно слегка подпрыгнуть на педалях и толкнуть руль вперед, помогая заднему колесу.
Съезд с бордюра возможен с приземлением на переднее или на заднее колесо. Второй вариант мягче и безопаснее, но также сложнее. Для приземления на переднее колесо достаточно перенести вес тела назад и нажать на педали, при соприкосновении с землей стараясь амортизировать руками и ногами. Если вы съезжаете с высокого бордюра или просто хотите приземлиться на заднее колесо, сначала нужно дернуть и потянуть руль на себя, а затем скатиться вниз. В этом случае заднее колесо касается земли раньше переднего, велосипед остается более устойчивым.

В городе велосипедистам часто приходится сталкиваться и с такими препятствиями, как ямы, выбоины, открытые люки, выброшенные на дорогу предметы, масляные пятна от автомобилей. Их необходимо объезжать быстро, аккуратно и по минимальной траектории. Первым движением, естественно, становится движение рулем в сторону от препятствия, а затем нужно быстро повернуть руль в обратную сторону под тем же углом, чтобы сбалансировать систему и не завалиться на бок.

Другой тип препятствий — внезапно открываемые двери машин, люди, животные и т.д. Если резко тормозить слишком опасно или попросту невозможно на скользкой дороге, придется делать поворот в сторону под большим углом. И здесь очень велика опасность завалиться на бок, соответственно, важно сбалансировать велосипед в вертикальном положении. Для этого перед поворотом нужно слегка дернуть руль в обратную сторону (например, при повороте вправо дернуть влево) и лишь затем выполнять поворот. В итоге маневр получается более резким, а вероятность заноса уменьшается. Важно: чем больше скорость, тем менее резким должен быть первый рывок руля.

Велосипедист на тротуаре

В идеале велосипедист в городе должен перемещаться по отдельной велосипедной дорожке, но чаще всего найти таковую в России нереально. Потому остаются тротуар либо проезжая часть. Езда по тротуару, пожалуй, наиболее безопасна для спортсмена, но достаточно утомительна в силу несметного числа бордюров. Хотя у велосипедистов младше 14 лет вовсе выбора нет — выезд на проезжую часть им запрещен.

По тротуару двухколесный конь перемещается наравне с простыми пешеходами, дорогу пересекает по установленным для пешеходов правилам — т.е. по подземным или наземным пешеходным переходам под зеленый сигнал светофора и пешком рядом с байком.

Опасность для велосипедиста на тротуаре могут представлять другие пешеходы, особенно — дети и пьяные, а также припаркованные автомобили, двери которых могут внезапно открыться и сбить несчастного владельца двухколесного коня. Потому машины и подозрительных личностей нужно объезжать издалека, а в местах, где могут быть дети, притормаживать.

Во дворах опасность могут представлять собаки и выезжающие на дорогу автомобили. Потому здесь лучше снижать скорость. Если во дворе живут бродячие собаки, либо кто-то гуляет со своим питомцем, нужно неспешно проехать мимо, не привлекая лишнего внимания. Если собака за вами уже погналась, следует, наоборот, набрать скорость. Обычно оторваться от пса несложно, в крайнем случае защищайтесь велосипедом. Во избежание столкновения с выезжающим со двора автомобилем достаточно просто снизить скорость и посмотреть по сторонам.

Велосипедист на проезжей части


На проезжей части велосипед становится таким же транспортным средством и участником движения, как автомобиль, автобус или троллейбус. Соответственно, на него распространяются все действующие ПДД. Перед выездом в город велосипедист обязан изучить или освежить в памяти правила и не нарушать их.

Начнем с главного — где ехать велосипедисту. ПДД предписывают держаться максимально близко к правой обочине. Ранее говорилось о расстоянии не более 1 метра от нее, но впоследствии правила были немного смягчены из-за невозможности их выполнения, ведь обочины оказываются все плотнее уставленными припаркованными автомобилями. Теперь нужно просто держаться правее. Впрочем, здесь стоит опять напомнить о том, что двери машин имеют свойство неожиданно открываться. Потому самый безопасный вариант — ехать на расстоянии 1 метра от припаркованных автомобилей или обочины. Кстати, если машины у обочины стоят не плотно, «нырять» в карманы не рекомендуется — езда по прямой всегда предпочтительнее.

Говоря о том, где ездить велосипедисту, нужно упомянуть, что есть улицы, по которым на двухколесном коне перемещаться нельзя вообще, ни по какой полосе. Это магистральные улицы с бессветофорным движением транспорта вроде МКАД или третьего транспортного кольца. Средняя скорость потока там часто превышает 60-70 км/ч, что для не столь торопливого велосипедиста может представлять большую опасность. Разрешено же ездить по остальным улицам — с интенсивным движением (с осторожностью) и без интенсивного движения. Магистрали преодолевается по тротуару.

Другой вопрос — как ехать велосипедисту. Для начала нужно поставить байк на проезжую часть, оглядеться по сторонам и, лишь убедившись в отсутствии помех, трогаться с места. По ходу движения следует избегать луж (они увеличивают тормозной путь), люков и водосточных решеток, куда могут провалиться колеса. Но при этом маневры нужно делать аккуратно, не выезжая на середину дороги и не мешая движущимся позади автомобилям.

Скорость езды на велосипеде по дороге с интенсивным движением должна быть довольно высокой — 20-30 км/ч, чтобы не сильно выбиваться из общего потока. Конечно, поспеть за машинами в городе сложно, но в правом ряду чаще оказываются те, кто паркуется или поворачивает, а их скорость обычно ниже (30-40 км/ч). Вот на нее и нужно ориентироваться, чтобы водители замечали вас и не считали пешеходом.

В пробке на велосипеде можно свободно маневрировать между стоящими машинами и радоваться жизни. Главное — не задеть чье-нибудь зеркало и не пропустить момент, когда затор рассосется, и вам нужно будет уйти вправо.

Теперь о том, как маневрировать велосипедисту. Рано или поздно во время движения по проезжей части у вас возникнет необходимость повернуть. Если поворот — вправо, рекомендуется перестроиться в середину правого ряда (чтобы не столкнуться с также поворачивающим вправо автомобилем) и совершать маневр. Когда движение весьма оживленное, перед подобными действиями (объезд лужи, поворот в другой ряд и т.д.) нужно подавать сигнал остальным участникам движения — вытягивать руку в соответствующую сторону.

Поворот налево дается сложнее. Если вы не уверены в своих силах, лучше сделать это по тротуару, как пешеход. Опытным ездокам советуем сначала, опять-таки заранее, выехать в середину правого ряда, затем дождаться разрешающего сигнала светофора, выехать на центр перекрестка, пропустить встречный транспорт и лишь потом быстро и без суеты повернуть налево и выехать с перекрестка.

И наконец — чего нельзя делать велосипедисту на городской дороге:
  • согласно ПДД, запрещается ехать на велосипеде, держась за руль всего одной рукой, поскольку это ограничивается возможности быстрого торможения в экстренных ситуациях (ножной тормоз не так эффективен, как ручной);
  • запрещается ехать вплотную к движущемуся спереди автомобилю, иначе говоря, «висеть на колесе». Конечно, в воздушном потоке за другим транспортным средством катиться легче, но в то же время и опаснее. Впереди идущая машина может резко затормозить (а велосипедист не успеет из-за недостаточной дистанции) или пропустить между колес какое-либо препятствие (камень, выбоина, которые вы заранее не увидите и не сможете объехать);
  • на светофоре велосипедисту запрещено останавливаться на расстоянии менее 1,5-2 метров от впереди стоящего автомобиля (если неопытный водитель перепутает передачи и покатится назад, аварии не избежать);
  • велосипедистам запрещается ездить по городу в низкой посадке, поскольку внимательно следить нужно не только за своим передним колесом, но и за ситуацией на дороге в целом.
На первый взгляд ездить на велосипеде по городу сложно и опасно, но при соблюдении всех рекомендаций и правил вы очень быстро освоитесь, полюбите это занятие и оцените все его плюсы. Слышите? Город уже зовет вас и ваш велосипед, не сопротивляйтесь этому зову.

Купить велосипед




Статистика
Количество просмотров этой статьи: 6964



Возникли вопросы? Звоните!
+7 (499) 3916321

© 2004-2018 Интернет-магазин велосипедов в Москве.

Яндекс цитирования